Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Сергачский район
Официальный портал органов местного самоуправления Нижегородской области
Яндекс.Метрика
IT-проект годаСЕРГАЧ ТЧ
Сергачская жизньУправление образования Сергачского муниципального района
Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской областиСпособы активации учетных записей
Опрос по оценке эффективности деятельности руководителей организацийОпека и попечительство
Электронная приемнаяОфициальный интернет-портал правовой информации
УФССП по Нижегородской областиСтатистика
Профилактика ВИЧ/СПИДа

История ГО Нижегородской области

Нижегородская область - от МПВО к ГО

 Вопросы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера сегодня почти во всем мире возведены в ранг государственной политики.

В России внимание этим вопросам на государственном уровне, прежде всего при ведении военных действий, стало уделяться после гражданской войны.

В феврале 1918 года германские войска перешли в наступление и вторглись на территорию России. Для борьбы с германской авиацией начала создаваться противовоздушная оборона, в состав которой вошли авиационные и прожекторные отряды, зенитные батареи. В это же время организуется сеть наблюдательных пунктов, открываются пункты выдачи населению защитных масок, противогазовой жидкости и памяток с указанием, как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы медицинской помощи, появились летучие отряды и команды для оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Все эти мероприятия по противовоздушной и противохимической защите страны требовали объединения в единую общегосударственную систему, что и было закреплено Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О противовоздушной обороне территории СССР».

Этот документ положил начало созданию Местной противовоздушной обороны, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника.

Общее руководство МПВО возлагалось на наркомат по военным и морским делам, а на территории военных округов – на командующих войсками округов.

В случае нападения воздушного противника на органы МПВО возлагалась обязанность оповещения населения, а при ликвидации последствий авиационных ударов - спасения людей, оказавшихся в завалах, горящих зданиях, оказания пострадавшим медицинской помощи, ликвидация аварий, дегазация техники, обезвреживание неразорвавшихся авиабомб.

В 30-е годы в условиях надвигающейся войны большое внимание уделялось оборонно-массовой работе среди трудящихся. О ее размахе говорят следующие цифры: в течение 40-го года на фабриках, заводах, в учреждениях, колхозах и совхозах было проведено 181 тысяча тренировок на длительность пребывания в противогазах, в которых участвовало 10 миллионов человек.

На всех уровнях создаются штабы МПВО, а также службы и формирования, развертывается строительство убежищ и укрытий. Исполкомами Советов депутатов трудящихся разрабатываются правила поведения граждан в случае воздушной тревоги. Все население в обязательном порядке привлекалось к участию в группах самозащиты на предприятиях, в учреждениях и жилых домах. Подготовка населения к противовоздушной и противохимической обороне возлагалась на Осоавиахим, а общее руководство по обучению групп самозащиты – на Главное управление МПВО НКВД СССР.

Накануне 1941 года было обучено около 40 миллионов человек, создано более 25 тысяч формирований МПВО, для населения было подготовлено свыше 30 миллионов противогазов.

С вступлением СССР в войну с гитлеровской Германией штабы, службы, части и формирования МПВО были приведены в полную готовность. На командных пунктах городов было установлено круглосуточное дежурство, начали работу наблюдательные пункты, был введен светомаскировочный режим.

При воздушных тревогах городские отдельные батальоны МПВО были первыми в очагах поражения. В остальное время они играли роль постоянно действующего трудового резерва для выполнения неотложных работ по поддержанию жизнедеятельности освобожденных городов и населенных пунктов, проведения первоочередных восстановительных работ.

В течение первых месяцев войны подразделения и части МПВО прифронтовой полосы построили 25 тысяч противотанковых заграждений, более 800 огневых оборонительных сооружений, установили 45 тысяч фугасов и мин.

За годы войны МПВО приобрела богатый опыт организации и проведения спасательных работ. 135 тысячам пострадавших от вражеских бомбардировок и артобстрелов была оказана медицинская помощь. Из общего количества людей, пострадавших во время войны в результате нападения противника на административные и промышленные центры нашей страны, силами МПВО было спасено свыше 70%, из них 80% человек благодаря своевременно оказанной медицинской помощи полностью сохранили трудоспособность.

За успешное выполнение задач по ликвидации последствий нападения авиации противника и проявленные при этом мужество и доблесть более 2 тысяч человек личного состава МПВО были отмечены правительственными наградами, свыше 300 тысяч человек объектовых формирований и групп самозащиты МПВО были награждены медалями за оборону городов.

В послевоенный период местная противовоздушная оборона принимала активное участие в восстановлении городского хозяйства, разрушенного войной, проведении работ по обнаружению, обезвреживанию и уничтожению неразорвавшихся авиабомб, мин и снарядов.

С появлением ядерного оружия мероприятия, проводимые МПВО, были направлены на организацию защиты населения и объектов народного хозяйства от возможных ракетно-ядерных ударов.

Все защитные сооружения строились с учетом противоатомной защиты, а имеющиеся – дооборудовались до предъявляемых требований. Повысились требования к боевой готовности штабов МПВО, дальнейшему развитию связи, подготовке формирований МПВО и всего населения к защите от ядерной угрозы.

Для реализации этих требований в Горьковской области на регулярной основе стали проводиться городские, районные и объектовые учения противовоздушной обороны с привлечением невоенизированных формирований, населения и войсковых частей Советской Армии.

В конце 50-х годов в связи с возрастанием опасности вооруженного нападения со стороны вероятного противника возникла необходимость в реорганизации местной противовоздушной обороны и преобразовании ее в такую систему общегосударственных и общенародных мероприятий, которая по своему назначению, людским и материальным ресурсам справилась бы с задачами защиты населения и экономики страны в новых условиях.

Такой новой общегосударственной системой в 1961 году стала Гражданская оборона.На Гражданскую оборону легли задачи всеобщего обучения населения способам защиты от оружия массового поражения, подготовки средств индивидуальной и коллективной защиты населения, создания условий, обеспечивающих работу объектов, промышленности, транспорта, связи, энергетики в военное время, своевременного оповещения населения об опасности при нападении противника, обеспечения защиты животных, продовольствия и воды от оружия массового поражения, организации и ведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и другие.

В Горьковской области с выходом в свет постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, утвердившим «Положение о Гражданской обороне СССР», МПВО и все ее органы управления были расформированы. В процессе реорганизации был создан Штаб Гражданской обороны, ставший единым органом управления Гражданской обороны на всей территории области.

Начальником ГО был назначен председатель исполкома Горьковской области совета депутатов трудящихся Чугунов И. А., начальником штаба ГО – майор Воробьев Н. Ф., а его заместителем - подполковник Михайлик Н.В.

С 1963 года вся деятельность гражданской обороны Горьковской области была направлена на выполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения».

Для реализации постановления требовалось развернуть строительство убежищ и противорадиационных укрытий. Вошла в практику проверка состояния убежищ, в ходе которых определялось реальное время на подготовку к использованию по прямому предназначению тех из них, которые были заняты под культурные, бытовые, хозяйственные и другие нужды.

Особое внимание со стороны штаба ГО области уделялось вопросам планирования и практической отработке эвакуационных мероприятий. Разрабатывались специальные графики движения пригородных поездов на особый период, создавались автоколонны, сборные и приемные эвакопункты. Постоянной практикой стало ежегодное проведение в области командно-штабных учений по гражданской обороне. Значительное место занимала подготовка к ведению спасательных операций в очагах ядерного поражения. Новые подходы к организации спасательных работ потребовали увеличения сил, при этом возросла численность и количество невоенизированных формирований ГО. Основными среди них стали территориальные сводные спасательные объектовые отряды и отряды гражданской обороны.

Главное внимание в обучении населения обращалось на знание поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия и мер защиты от них, на умение быстро и правильно действовать по сигналам гражданской обороны, оказывать помощь пораженным, практически владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты.

В 70-е годы на первое место в защите населения была выдвинута задача обеспечения его защитными сооружениями и средствами индивидуальной защиты.

В Горьковской области этим вопросам также уделялось большое внимание. Успешно выполнялось строительство быстровозводимых убежищ типа «Фара». Простота конструкций этих убежищ давала возможность возвести защитное сооружение за считанные часы.

Большое значение придавалось эвакуации населения в максимально сжатые сроки в безопасные районы загородной зоны. Ежегодно проводились учебные сборы с председателями эвакокомиссий городов и районов и членами областной эвакокомиссии.

Широкое развитие получила такая форма подготовки органов управления, как проведение комплексных районных учений. Впервые в стране такие учения состоялись в 1975 году в г. Бор и Борском районе. Под руководством начальника гражданской обороны СССР генерал-полковника Алтунина А.Т. было проведено показное комплексное учение по отработке вопросов организации управления мероприятиями ГО.

Так же была введена система проведения объектовых учений с трехлетним циклом, на которых начальники штабов, служб ГО, командиры частей и невоенизированных формирований получали практику работы в сложной обстановке и умения по обеспечению управления подчиненными силами и средствами.

В связи с этим большое внимание уделялось созданию пунктов управления, через которые начальники гражданской обороны могли осуществлять руководство силами и средствами гражданской обороны. К 1984 году были готовы к работе 30 стационарных пунктов управления. А созданный загородный пункт управления в г.Лысково для областных партийных органов власти был признан одним из лучших пунктов управления в стране.

Важная роль в организации и проведении мероприятий гражданской обороны отводилась службам ГО. В этот период в Горьковской области их было сформировано 14. Серьезной проверкой их дееспособности явилась ликвидация массовых лесных и торфяных пожаров на территории Горьковской области в 1972 году. На борьбу со стихийным бедствием было привлечено до 70 тысяч человек личного состава формирований гражданской обороны.

За мужество и отвагу, проявленные в ходе ведения борьбы с пожарами 10 человек личного состава Штаба ГО области награждены медалью «За отвагу на пожаре», 14 – благодарностью Военного Совета Московского военного округа, 55 – благодарностью Горьковского Обкома КПСС и Облисполкома.

Среди комплекса мероприятий гражданской обороны важное место отводилось организации и проведению всеобщего обязательного обучения всех групп населения. С 1973 года главным органом, отвечающим за это направление, стали «368 курсы ГО области». Созданная областная сеть курсов гражданской обороны обеспечивала решение задач по подготовке основных категорий руководящих кадров гражданской обороны.

Подготовка населения начиналась со школьного возраста. На областном уровне регулярно проводились военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», где учащиеся закрепляли теоретические знания на практике в оказании само- и взаимопомощи, практически отрабатывали приемы пользования средствами индивидуальной защиты и другие.

В 80-е годы для гражданской обороны наступил новый этап. Стало очевидным, что она не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Ее потенциал, силы и средства должны были с большей эффективностью использоваться в мирных условиях, особенно при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Это наглядно подтвердили такие события как авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, землетрясение в Ереване в 1988 году.

Крупные аварии не обошли стороной и Горьковскую область. 4 июня 1988 года произошел взрыв трех вагонов со 117 тоннами промышленных взрывчатых веществ на железнодорожной станции Арзамас-1. В результате было уничтожено 12 вагонов железнодорожного состава, 2 секции локомотива, погиб 91 человек, госпитализировано 333 человека, телесные повреждения получили 744 человека, из них 484 – легкие ранения. Без крова остались 700 семей. Серьезным разрушениям подверглись пристанционные сооружения и городское хозяйство на обширной территории. Создалась чрезвычайная обстановка, чреватая тяжелыми вторичными последствиями. Был поврежден газопровод. Расположенная в нескольких сотнях метров крупная нефтебаза с большим запасом нефтепродуктов и находящаяся рядом цистерна с сжиженным газом создали обстановку высокой пожаро- и взрывоопасности. Отсутствие электричества из-за повреждений линий электропередач осложняло энергообеспечение предприятий и работ по ликвидации ЧС. Из-за выхода из строя водопровода и насосной канализационной станции создалась эпидемиологическая опасность. Общий ущерб, нанесенный взрывом хозяйству и населению города, превысил 120 миллионов рублей.

Руководил ликвидацией последствий ЧС начальник Гражданской обороны области Скляров И. П. Были задействованы все службы ГО области. Главное внимание при организации аварийно-восстановительных работ было уделено тушению пожаров, поиску и извлечению из-под обломков пострадавших и погибших, оказанию медицинской помощи и доставке раненых в медицинские учреждения, организации оцепления района бедствия и охраны государственного и личного имущества граждан, поддержанию общественного порядка, эвакуации населения, оказавшегося в зоне катастрофических разрушений, обеспечению жителей города продуктами питания, водой, восстановлению нарушенных коммуникаций.

Опыт ликвидации таких крупных аварий и катастроф наглядно показал необходимость в создании структурной организации, оптимально позволяющей решить не только вопросы гражданской обороны, но и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

В 90-м году создается Российский корпус спасателей, а в 1991г. Указом Президента РСФСР - Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РФ, преобразованный через 3 года в Министерство РФ по дела ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Еще через год Постановлением Правительства РФ создается Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, составной частью которой стала гражданская оборона.

Сегодня система гражданской обороны Нижегородской области включает в себя 15 спасательных служб и областную эвакокомиссию. Кроме того, для реагирования на ЧС в круглосуточном режиме успешно функционирует аварийно-спасательная служба.

В истории гражданской обороны начался новый этап – этап реформирования и совершенствования. В Российской Федерации реализуется долгосрочная государственная политика в области национальной обороны. Развитие и совершенствование сил и средств гражданской обороны включено указом Президента РФ в "Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

docxСкачать «История ГО Нижегородской области»
26864.docx25 Kb
МФЦ
Проект Парки малых городов
Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды»
Работа в России
ЕПГУ
PNO
Ефремцев А.В.
Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»